АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МБОУ «Аксайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида» 2020-2021 уч.г.
Описание образовательной программы
Общие положения
1.1. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Республики Дагестан «Аксайская
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида» (далее школа-интернат)
является инновационным образовательным учреждением, созданным для реализации комплексной
системы учебно-воспитательной, психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Школаинтернат рассчитана на обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (учащиеся с
интеллектуальной недостаточностью) –1-9 классы.
1.2. Адаптированная общеобразовательная программа школы (далее ―АОП) образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это
общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
1.3. Адаптированная общеобразовательная программа школы МБОУ «Аксайская специальная (
коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида» для обучающихся, воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации";
- Конвенции ООН о правах ребенка;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599. Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)‖;
- примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря
2015 г. № 4/15);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от
30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
- учебного плана школы-интернат, составленного на основе Базисного учебного плана
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида " (1вариант) от 10 апреля 2002
г.;
- действующего Устава школы-интернат.
1.4. АОП разработана школой-интернат самостоятельно и охватывает всю совокупность действий,
нацеленных на образование и воспитание обучающихся, воспитанников.
1.5. При разработке АОП школы-интернат использована Примерная адаптированная основная
общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
5
1.6. В АОП учтены специфика образовательного процесса школы-интернат, образовательные
потребности и запросы участников образовательного процесса, особенности психофизического
развития и возможности обучающихся, воспитанников школы.
1.7. АОП является локальным нормативным документом школы-интернат, содержательной и
критериальной основой для разработки плана воспитательной работы, рабочих программ педагогов
по учебным предметам.
АОП определяет:
- приоритеты, качество содержания и реализации образования в школе-интернат, его
организационные и методические аспекты;
- коррекцию отклонений в развитии средствами образования и трудовой подготовки детей с
нарушением интеллекта, их социально - психологическую реабилитацию для последующей
интеграции в общество;
- цели, задачи и направления развития образовательного процесса;
- регламентацию всех видов образовательной деятельности участников образовательного
процесса, в том числе систему оценки результатов её освоения учащимися.
1.8. Цель реализации адаптированной основной образовательной программы образования
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – формирование
жизненных компетенций, овладение ими учебной деятельностью, а также формирование общей
культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое,
социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и
обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
1.9. В основе разработки и реализации адаптированной общеобразовательной программы лежит
дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АОП для обучающихся умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных потребностей,
которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает
разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической
науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики
развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста
определяется характером организации доступной им деятельности (предметно- практической и
учебной).
6
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как
процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся,
обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки адаптированной общеобразовательной программы образования для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализация
деятельностного подхода обеспечивает:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения,
возможность их продвижения в изучаемых предметных областях;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта
деятельности и поведения;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования
базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых
элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде
всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
- получение воспитанниками знаний по общеобразовательным предметам, умений и навыков по
различным профилям и уровню сложности видам труда (исходя из возможностей школы-интернат) в
соответствии с их психофизическими возможностями;
- ориентацию на достижение целей и результата образования - коррекции отклонений в
развитии детей с нарушением интеллекта средствами образования и трудовой подготовки, а также
социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество;
- учет индивидуальных психолого-педагогических и физиологических особенностей
обучающихся с различной степенью умственной отсталости при построении коррекционнообразовательного процесса, определения образовательно-воспитательных целей и путей их
достижения;
- разнообразие индивидуальных и дифференциальных образовательных траекторий в развитии
детей с нарушением интеллекта, имеющих сложную структуру дефекта и находящихся на обучении
на дому;
- учет в ходе образовательного процесса крайней неоднородности состава обучающихся
(дифференциация и индивидуализация обучающихся), как по структуре и глубине дефектов, так и по
своим психофизическим возможностям обучения;
- элементарно-практический характер обучения, направленный на разрешение главной задачи
подготовки детей к максимально возможной социально-трудовой адаптации.
1.10. В основу адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы:
― принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер
образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации,
7
светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к
уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
― принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса,
обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития»
с учетом особых образовательных потребностей;
― принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между
изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и
умений, имеющих первостепенное значение для решения практико - ориентированных задач;
― принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся
нравственных представлений (правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных
способов поведения в разных социальных средах;
― онтогенетический принцип;
― принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах
обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
― принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних
взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными
предметами, входящими в их состав;
― принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание
предметных областей и результаты личностных достижений;
― принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
― принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность
овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми
видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной
и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
― принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в
условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность
обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
― принцип сотрудничества с семьей.
1.11. Адаптированная общеобразовательная программа сформ