Вопрос-ответ
В селении
Аксай Хасавюртовского района Республики Дагестан функционирует Казенное
общеобразовательное учреждение «Коррекционная школа-интернат VIII- вида » для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), где обучаются 215 обучающихся с учетом потребностей и
возможностей «особых» детей и создана для них комфортная среда.
На
сегодняшний день перед родителями (законными представителями) есть выбор между
общеобразовательной и коррекционной школой для «особого» ребенка с особыми
образовательными потребностями, у которых диагностирована умственная отсталость
легкой, умеренной или тяжелой степени. Большинство родителей с трудом выносят
сами слова «нарушение», «коррекционный» применительно к своим детям. Но что же
делать, если в вашей семье растет особый малыш? Чем ближе к 6-7 годам, тем
острее встает вопрос о получении образования и тем мучительнее дается ответ на
него.
Вопрос: Нужно ли ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) принуждать посещать общеобразовательную школу, если он в силу физиологических и психических нарушений не способен наравне со сверстниками получить качественное образование? На этот вопрос мы попытаемся ответить в данной статье и дать информацию о коррекционной школе.
Какая есть
возможность у ребенка?
Люди,
далекие от педагогики, нередко путают умственную отсталость и педагогическую
запущенность. Это разные явления. Если проблемы в обучении связаны с
социальными причинами, отсутствием родительского внимания, например, то эти
факторы можно устранить, и ребенок почти всегда догонит своих сверстников и
освоит школьную общеобразовательную программу. В коррекционной школе работают
квалифицированные специалисты, которые помогают коллегиально через школьный
психолого-медико-педагогический консилиум помочь ребенку усвоить адаптированную
образовательную программу. Обучающиеся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) имеют возможность обучаться со сверстниками в
классе с не более двенадцатью обучающимися в коррекционной школе. Есть случаи,
что у ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
наблюдается положительная динамика развития, после чего меняется
образовательная программа, для дальнейшего обучения в общеобразовательной
школе.
В коррекционной
школе сформированы классы для обучающихся с легкой умственной отсталостью в
количестве 14 человек (В-1) и четыре класса с обучающимися со сложной структурой
дефекта(В-2).
Какой
основной документ необходим для зачисления в коррекционную школу?
«К
сожалению, современный уровень развития медицинской и педагогической науки не
позволяет преодолеть умственную отсталость в полной мере… Но педагогические
работники коррекционной школы могут обеспечить максимально возможное развитие
ребенка, подготовить его к самостоятельной жизни и к интеграции в обществе». В
первую очередь для этого необходимо заключение Территориальной
психолого-педагогической комиссии для
выстраивания индивидуального образовательного маршрута и качественного обучения
ребенка.
Каковы особенности коррекционной школы?
Одна из
важнейших задач коррекционой школы – подготовить обучающихся к взрослой жизни.
Основные направления деятельности:
-
обучение, воспитание и коррекция отклонений в развитии;
-
социальная адаптация и реабилитация детей-инвалидов;
-
подготовка воспитанников к самостоятельной трудовой деятельности;
- создание
условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся;
-
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей среде, Родине, семье.
В
настоящее время в школе сложился творческий, профессиональный коллектив
педагогических работников учителей, воспитателей, которые многие из них имеют
специальное (дефектологическое) образование и узкие специалисты: 4 педагога-психолога,
7 учителя-логопеда, социальный педагог и медицинские работники с круглосуточным
обслуживанием, а так же вспомогательный персонал. Для обучающихся
осуществляется организация комплекса обучения, воспитания и коррекционной
работы под руководством администрации школы. Все обучающиеся получают
бесплатное горячее питание. Обучающиеся проживающие в интернате питаются 5 раз
в день, а так же обеспечены необходимой одеждой. Значительное внимание отводится на
безопасность обучающихся и всего образовательного процесса по направлениям:
- охрана
труда и техники безопасности;
-
безопасность и антитеррористическая защищенность;
- пожарная
безопасность.
Трудовому
обучению здесь уделяется большое, внимание и значительное количество часов
отводится в 5-9 классах на профессионально-трудовое обучение.
Профессионально-трудовое обучение разделяется на профили: «Столярное дело»,
«Поварское дело», «Швейное дело» и «Цветоводство и декоративное садоводство».
Многие выпускники в дальнейшем получают профессию по направлению.
Каким
образом строится образовательный процесс в коррекционной школе?
Образовательный
процесс в коррекционной школе имеет ярко выраженную коррекционную
направленность. Коррекционно – воспитательная работа представляет собой систему
комплексных мер педагогического воздействия на различные особенности
патологического развития личности в целом, поскольку всякий дефект отрицательно
влияет не на отдельную функцию, а на комплекс личностных психологических
свойств ребенка во всех его проявлениях. Коррекция нарушения умственного и
физического развития осуществляется на уроках по учебным предметам,
коррекционных занятиях: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»,
«Логопедические занятия», «Лечебная физкультура», «Ритмика», а так же внеклассных
общешкольных мероприятиях и в общественных делах. Осуществляется, как общая
коррекция, так и индивидуальная.
Учебно – воспитательный процесс строится таким образом, что способствует
активизации компенсаторных возможностей различных отделов головного мозга
ребёнка.
«Задача школы… не в том, чтобы приспосабливаться к дефекту, но в том, чтобы
преодолевать его» А.С. Выготский.
Благодаря
режиму работы достаточное внимание уделяется внеурочной деятельности и
дополнительному образованию, что является немаловажным для развития
обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Организованы спортивные
секции: «Спортивные игры», «Шашки и шахматы», «Футбол», кружки:
«Бисероплетение», «Хореография» и «Правила дорожного движения».
Какой
документ получает выпускник после окончания коррекционной школы?
После
окончания девятого класса выпускник проходит трудовую практику и сдает экзамен
по профессионально-трудовому обучению согласно профилю. По окончанию получает
Свидетельство об обучении. Лучшие ученики коррекционной школы после девятого
класса продолжают обучение в средних профессиональных образованиях и получают
профессию. Причем учиться им предстоит не среди «своих», а вместе с
выпускниками общеобразовательных школ.
Значительная
часть учебного времени на уроках посвящена социально-бытовым темам, знакомству
с реалиями окружающего мира: «Например, для наших старшеклассников важно
понять, что такое паспорт и зачем он нужен? Чем паспорт отличается от
свидетельства о рождении? Что такое резюме? Что такое трудовая книжка? Как
написать заявление о приеме на работу или зачислении на учебу? Как оплачиваются
коммунальные платежи? Для подростков с ментальными нарушениями даже самый
простой вопрос может стать неразрешимой загадкой».
Коррекционная
школа является многофункциональным образовательным учреждением, главной задачей
которого является подготовка детей к самостоятельно жизни таким образом, чтобы
несмотря на свои недостатки в развитии, они не чувствовали себя «изгоями» и
смогли бы быстрее адаптироваться в том мире, в который попадут, выходя из стен
школы. Учебное заведение должно быть готово, принять ребенка, а тот — следовать
школьным порядкам и учебной программе без ущерба для психического и физического
здоровья. Задача родителей — привести эти непростые требования к общему
знаменателю. И сделать этот выбор придется с открытыми глазами. Коррекционная
школа – это шанс для определенной категории детей, шанс справиться со своими
проблемами с помощью специалистов и получить базовое образование.